тел. (910) 914-32-94
г. Обнинск, пр. Ленина, д. 129, оф. 107
9-17 ч. в рабочие дни

Мы проведем демонстрации и переговоры в удобное для Вас время.

Подробнее ознакомиться с перечисленными услугами Вы можете в соответствующих разделах сайта, воспользовавшись основным навигационным меню.

Будем рады обсудить с Вами возможности сотрудничества по всем перечисленным направлениям. Прайс-листы и комментарии будут высланы по запросу.

22.04.2024

Вопросы к РИМу

22.04.2024

Переход на ресурсно-индексный метод (далее – РИМ) поэтапно начался с 1 квартала 2023 года и закончился в 1 квартале 2024 года. Многие регионы имеют опыт работы с РИМ уже более года, но вопросов остается все еще очень много. Однако вопросы возникают не только у сметного сообщества по применению РИМ, у многих специалистов были необоснованные ожидания от РИМ и от ФГИС ЦС, которые не оправдались, когда переход на РИМ состоялся.

Заблуждение первоецены на материальные ресурсы из ФГИС ЦС предназначены для покупки материалов подрядчиками, но по факту сметные цены оказались ниже рыночных и купить по этим ценам материалы оказалось невозможно.

 В соответствии с «Методикой определения сметных цен на материалы, изделия, конструкции и оборудование», утвержденной приказом Минстроя России от 26.10.2022 № 904/пр (далее – Методика № 904/пр) сметные цены материальных ресурсов и оборудования применяются в соответствии со сметными нормативами, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия на этапе архитектурно-строительного проектирования, подготовки сметы на снос объекта капитального строительства в соответствии с частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 8.3 ГрК РФ сметные цены строительных ресурсов, так же, как и сметные нормативы, использованные при определении сметной стоимости строительства, не подлежат применению при исполнении контрактов или договоров.

В соответствии с Методикой № 904/пр сметная цена рассчитывается на основании отпускной цены. Обратимся к понятию «отпускная цена», которое относится и к оптовой цене. Цены также бывают розничными и закупочными. Оптовая цена (отпускная цена) — цена изготовителя продукции, по которой предприятие реализует произведенную продукцию оптово-сбытовым организациям, другим предприятиям и определяется по формуле:

Оптовая цена = Себестоимость продукции + Прибыль

В себестоимость продукции включаются документально обоснованные произведенные затраты, связанные с предпринимательской деятельностью; уставной деятельностью предприятия; производством и реализацией конкретного вида продукции.

Сметная цена материальных ресурсов, которая используется в сметных расчетах в соответствии с Методикой № 904/пр, определяется на основании агрегированной отпускной цены производителей, а также цен от поставщиков и импортеров с учетом доставки до приобъектного склада на расстояние 30 км в пределах ценовой зоны и заготовительно-складских расходов. Как правило фактическая цена реализации материальных ресурсов,
то есть цена покупки подрядчиком, зависит от объема продукции и включает торговую надбавку, поэтому сравнивать сметные цены материальных ресурсов, размещаемых во ФГИС ЦС и коммерческим предложением производителей и поставщиков не корректно.
ФГИС ЦС предназначена только для размещения сметных цен, которые не применяются при исполнении контрактов/договоров в соответствии с частью 1 статьи 8.3 ГрК РФ.

 

Заблуждение второеиндексы по группам однородных строительных ресурсов (далее – ГОСР) очень занижены, так же, как и текущие сметные цены, относительно рынка.

 Для расчета индексов по ГОСР в субъектах Российской Федерации созданы Центры мониторинга строительных ресурсов (далее – Центры мониторинга), которые собирают данные по стоимости строительных ресурсов, включенных в «Сводный перечень строительных ресурсов-представителей» классификатора строительных ресурсов. Сводный перечень строительных ресурсов-представителей – систематизированный перечень строительных ресурсов, используемых при строительстве различных видов объектов капитального строительства и применяемый при определении индексов изменения сметной стоимости строительства по ГОСР, формирующийся в соответствии с пунктом 2 Правил мониторинга цен строительных ресурсов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 № 1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов» (далее – Правила № 1452).

Порядок расчета индексов по ГОСР утвержден разделом IX «Методики расчета индексов изменения сметной стоимости строительства», утвержденной приказом Минстроя России от 05.06.2019 № 326/пр в редакции от 06.10.2023 (далее – Методика № 326/пр).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Центры мониторинга направляют в ФАУ «Главгосэкспертиза России» Отчеты и обосновывающие документы, собранные на основании данных по стоимости строительных ресурсов, входящих в перечень ресурсов-представителей. Центры мониторинга в субъектах Российской Федерации собирают данные региональных производителей и поставщиков строительных ресурсов по ценовым предложениям, прайсам, прейскурантам цены, опубликованным в открытых источниках и т. д. (пункт 61 Методики № 326/пр).

На основании Отчета из субъекта специалисты ФАУ «Главгосэкспертиза России» делают расчет индексов по ГОСР как среднее арифметическое значение индексов изменения сметной стоимости строительных ресурсов-представителей, входящих в группу однородных строительных ресурсов. Формулы расчета даны в пунктах 126, 127 Методики № 326/пр. 
При расчете индексов по ГОСР учитываются также и зональные коэффициенты, если субъект Российской Федерации разделен на ценовые зоны.

Таким образом, ФАУ «Главгосэкспертиза России», Минстрой Российской Федерации не назначают субъектам Российской Федерации индексы по ГОСР, а расчет производится на основании данных, предоставленных самим субъектом Российской Федерации.

Проблему с занижением цен при расчете РИМ с применением базовых цен на 01.01.2022 и индексов по ГОСР необходимо искать непосредственно в субъекте Российской Федерации, отслеживая достоверность предоставленной информации от производителей и поставщиков материальных ресурсов.

Для борьбы с завышением цен на строительные ресурсы ФАУ «Главгосэкспертиза России» предлагает всем заинтересованным лицам предоставлять факты о завышении стоимости при продаже строительных ресурсов. На сайте ФГИС ЦС есть подсистема, использование которой дает возможность заявить о фактах значительного увеличения стоимости продажи строительных материалов и оборудования, используемых при строительстве объектов капитального строительства.

 

Заблуждение третье: подрядчики считают, что сметная стоимость строительства равна калькуляции их фактических затрат при исполнении контракта или договора.

 Сметная стоимость строительства определяется на этапе архитектурно-строительного проектирования в соответствии с «Методикой определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия», утвержденной приказом Минстроя Российской Федерации от 04.08.2020 № 421/пр (далее – Методика № 421/пр) и другими методиками, определяющими отдельные виды затрат. Сметная стоимость – это отражение проектных решений, причем эта стоимость определяется с применением сметных норм (РИМ) или единичных расценок (БИМ), которые разработаны усредненно в соответствии с «Методикой разработки сметных норм», утвержденной приказом Минстроя Российской Федерации

от 18.07.2022 № 577/пр и не корректируются по составу строительных ресурсов за исключением случаев, предусмотренных «Техническими частями» сборников ГЭСН.
В пункте 22 «Методики применения сметных норм», утвержденной приказом Минстроя Российской Федерации от 14.07.2022 № 571/пр определено, что сметная норма не корректируется при применении, даже, если проектом предусмотрено:

а) использование строительных машин и механизмов, не учтенных в сметных нормах, не меняющих принципиально технологические и организационные схемы производства работ;

б) использование в соответствии с проектом организации строительства (далее — ПОС) машин и механизмов, технические характеристики которых отличаются от учтенных сметными нормами, но при этом принципиально не меняются технологические и организационные схемы производства работ;

в) выполнение работ вручную и (или) с использованием средств малой механизации. При этом сметными нормами учтено применение машин и механизмов или иных технических средств;

г) применение материальных ресурсов, характеристики которых отличаются от учтенных сметными нормами, и их применение не меняет технологические и организационные схемы производства работ, не снижает эксплуатационные характеристики конструктивных решений, принятые в проектной документации, а также безопасность и потребительские свойства создаваемой продукции.

То есть, сметная стоимость, по сути, является усредненной. На этапе закупки, подрядчик производит расчеты своих затрат и составляет калькуляцию по проекту.
Подрядчик изучает проектные решения, какие материалы заложены в проект и спецификации (при наличии), какие технологии заложены в проект и условия производства работ по проекту организации строительства (ПОС). Далее подрядчик рассчитывает свои затраты, накладные расходы, смотрит прибыльность проекта и предлагает свою цену, за которую он готов построить объект.

 

Заблуждение четвертое: на торги заказчик выставляет цену проектной документации.

 Пунктом 179 Методики № 421/пр установлено: резерв средств на непредвиденные работы и затраты (далее – НЗ) предназначен для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации (далее – РД) и (или) в ходе строительства в результате уточнения проектных решений и (или) условий строительства, предусмотренных проектной документацией (далее – ПД). Таким образом, формула цены разработки проектной документации:

Цена РД = Цена ПД+НЗ         

Вернемся к затратам подрядчика. Подрядчик получит ровно такую цену за свою работу, какую он сам предложил на закупке. Новая методология предполагает, что на этапе подготовки к закупке заказчик кроме индексации, учитывающую фактическую и прогнозную инфляцию, формирует проект сметы контракта по конструктивным элементам или комплексам работ, которая включает цену строительно-монтажных и прочих работ (Порядок определения НМЦК, утвержденный приказом Минстроя Российской Федерации от 23.12.2021 № 841/пр).
По результатам закупки на основании проекта сметы контракта формируется смета контракта с учетом тендерного коэффициента. Если в цене конструктивного элемента или комплекса работ учтен норматив на НЗ, то цена конструктивного элемента или комплекса работ уже включает в себя разницу между объемами работ в ПД и РД, раскрой материалов, уточнение цены материальных ресурсов по спецификации в РД и т.д.

В ходе приемки работ, все затраты, включенные в стоимость конструктивного элемента или комплекса работ, уже не расшифровываются (пункт 45 Типовых условий контрактов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2023 № 1066), при условии, что работы выполняются строго по проектным решениям, а РД- это уточнение ПД, а не новый проект. То есть сметная стоимость строительства – это основание для определения НМЦК (часть 1 статьи 8.3 ГрК РФ), а не фактические расходы подрядчика.

    Добавить комментарий
    Необходимо согласие на обработку персональных данных
    Повторная отправка формы через: