Национальное объединение изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ) опубликовало проект первой редакции дорожной карты развития инженерных изысканий в Российской Федерации до 2030 года с прогнозом до 2035 года, основанной на результатах анализа текущего состояния отрасли. Документ предлагает системный взгляд на задачи, вызовы и перспективы инженерно-геологических, геодезических и иных исследований, предшествующих строительству.
Мы проведем демонстрации и переговоры в удобное для Вас время.
Подробнее ознакомиться с перечисленными услугами Вы можете в соответствующих разделах сайта, воспользовавшись основным навигационным меню.
Будем рады обсудить с Вами возможности сотрудничества по всем перечисленным направлениям. Прайс-листы и комментарии будут высланы по запросу.
Инженерные изыскания, как цифровой актив
Авторы констатируют – инженерные изыскания остаются одним из наименее цифровизированных этапов инвестиционно-строительного цикла. В большинстве случаев результаты изысканий не стандартизированы, не используются повторно и не интегрированы в единую цифровую среду. Кроме того, действующая нормативная база инженерных изысканий не отражает потребностей цифровой экономики, не обеспечивает условий для пространственной интеграции и межотраслевого обмена результатами. Это снижает доверие заказчиков и ведёт к избыточным затратам: для каждого нового проекта данные приходится собирать и оформлять заново.
Предложены следующие ключевые вызовы:
- отставание в цифровой зрелости участников;
- нехватка профессиональных кадров с ИТ-компетенциями;
- слабая координация между заказчиками, подрядчиками и контролирующими органами;
- разрозненность методик и требований к качеству данных.
Проект дорожной карты предлагает поэтапный переход к цифровой модели работы, включающей единую цифровую платформу с функциями загрузки, верификации и повторного использования результатов изысканий, а также связку с системами моделирования и управления жизненным циклом объектов.
Также предусмотрена разработка новой классификации видов инженерных изысканий, включая изыскания для линейных объектов, территориального планирования, техногенного мониторинга и обеспечения комплексной безопасности.
Дополнительно предлагается «утвердить требования к минимальному составу и структуре цифровых материалов инженерных изысканий, обеспечив возможность их пространственной привязки и включения в национальные системы пространственных данных».
Среди ключевых предложений:
- создание цифровой платформы для хранения и обмена результатами изысканий;
- утверждение структуры цифровых материалов с пространственной привязкой;
- введение классификации видов изысканий (в том числе для территориального планирования и мониторинга);
- развитие стандартов цифровой отчетности и координации участников.
Цель — «обеспечить полную верифицируемость инженерных данных и возможность их интеграции в модели, применяемые на стадии проектирования, строительства и эксплуатации».
Важной частью стратегии развития изысканий должна стать подготовка кадров — как на базе профильных вузов, так и через отраслевые программы повышения квалификации.
Разработчики отраслевого стратегического документа считают, что реализация предложенных системных мер к 2030 году приведет к созданию устойчивой системы цифровых верифицированных данных инженерных изысканий, снижению избыточной нагрузки на подрядчиков и заказчиков, повысит качество предпроектных сведений и в результате — сократит сроки прохождения государственной экспертизы проектов.
Прогноз на 2035 год — интеграция результатов инженерных изысканий в цифровую экосистему пространственного развития и умного градостроительства.
Если предложения дорожной карты будут приняты и реализованы, это может стать отправной точкой для создания национального стандарта цифровых инженерных изысканий — как неотъемлемой части цифровой модели территорий и объектов капитального строительства.
В перспективе формируемый подход может стать моделью для других отраслей — от экологии до транспортного планирования, где необходимы точные, проверенные и взаимосвязанные пространственные данные.