Переход на ресурсно-индексный метод (далее – РИМ) поэтапно начался с 1 квартала 2023 года и закончился в 1 квартале 2024 года. Многие регионы имеют опыт работы с РИМ уже более года, но вопросов остается все еще очень много. Однако вопросы возникают не только у сметного сообщества по применению РИМ, у многих специалистов были необоснованные ожидания от РИМ и от ФГИС ЦС, которые не оправдались, когда переход на РИМ состоялся.
Мы проведем демонстрации и переговоры в удобное для Вас время.
Подробнее ознакомиться с перечисленными услугами Вы можете в соответствующих разделах сайта, воспользовавшись основным навигационным меню.
Будем рады обсудить с Вами возможности сотрудничества по всем перечисленным направлениям. Прайс-листы и комментарии будут высланы по запросу.
Вопросы к РИМу
Заблуждение первое: цены на материальные ресурсы из ФГИС ЦС предназначены для покупки материалов подрядчиками, но по факту сметные цены оказались ниже рыночных и купить по этим ценам материалы оказалось невозможно.
В соответствии с «Методикой определения сметных цен на материалы, изделия, конструкции и оборудование», утвержденной приказом Минстроя России от 26.10.2022 № 904/пр (далее – Методика № 904/пр) сметные цены материальных ресурсов и оборудования применяются в соответствии со сметными нормативами, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия на этапе архитектурно-строительного проектирования, подготовки сметы на снос объекта капитального строительства в соответствии с частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 8.3 ГрК РФ сметные цены строительных ресурсов, так же, как и сметные нормативы, использованные при определении сметной стоимости строительства, не подлежат применению при исполнении контрактов или договоров.
В соответствии с Методикой № 904/пр сметная цена рассчитывается на основании отпускной цены. Обратимся к понятию «отпускная цена», которое относится и к оптовой цене. Цены также бывают розничными и закупочными. Оптовая цена (отпускная цена) — цена изготовителя продукции, по которой предприятие реализует произведенную продукцию оптово-сбытовым организациям, другим предприятиям и определяется по формуле:
Оптовая цена = Себестоимость продукции + Прибыль
В себестоимость продукции включаются документально обоснованные произведенные затраты, связанные с предпринимательской деятельностью; уставной деятельностью предприятия; производством и реализацией конкретного вида продукции.
Сметная цена материальных ресурсов, которая используется в сметных расчетах в соответствии с Методикой № 904/пр, определяется на основании агрегированной отпускной цены производителей, а также цен от поставщиков и импортеров с учетом доставки до приобъектного склада на расстояние 30 км в пределах ценовой зоны и заготовительно-складских расходов. Как правило фактическая цена реализации материальных ресурсов,
то есть цена покупки подрядчиком, зависит от объема продукции и включает торговую надбавку, поэтому сравнивать сметные цены материальных ресурсов, размещаемых во ФГИС ЦС и коммерческим предложением производителей и поставщиков не корректно.
ФГИС ЦС предназначена только для размещения сметных цен, которые не применяются при исполнении контрактов/договоров в соответствии с частью 1 статьи 8.3 ГрК РФ.
Заблуждение второе: индексы по группам однородных строительных ресурсов (далее – ГОСР) очень занижены, так же, как и текущие сметные цены, относительно рынка.
Для расчета индексов по ГОСР в субъектах Российской Федерации созданы Центры мониторинга строительных ресурсов (далее – Центры мониторинга), которые собирают данные по стоимости строительных ресурсов, включенных в «Сводный перечень строительных ресурсов-представителей» классификатора строительных ресурсов. Сводный перечень строительных ресурсов-представителей – систематизированный перечень строительных ресурсов, используемых при строительстве различных видов объектов капитального строительства и применяемый при определении индексов изменения сметной стоимости строительства по ГОСР, формирующийся в соответствии с пунктом 2 Правил мониторинга цен строительных ресурсов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 № 1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов» (далее – Правила № 1452).
Порядок расчета индексов по ГОСР утвержден разделом IX «Методики расчета индексов изменения сметной стоимости строительства», утвержденной приказом Минстроя России от 05.06.2019 № 326/пр в редакции от 06.10.2023 (далее – Методика № 326/пр).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Центры мониторинга направляют в ФАУ «Главгосэкспертиза России» Отчеты и обосновывающие документы, собранные на основании данных по стоимости строительных ресурсов, входящих в перечень ресурсов-представителей. Центры мониторинга в субъектах Российской Федерации собирают данные региональных производителей и поставщиков строительных ресурсов по ценовым предложениям, прайсам, прейскурантам цены, опубликованным в открытых источниках и т. д. (пункт 61 Методики № 326/пр).
На основании Отчета из субъекта специалисты ФАУ «Главгосэкспертиза России» делают расчет индексов по ГОСР как среднее арифметическое значение индексов изменения сметной стоимости строительных ресурсов-представителей, входящих в группу однородных строительных ресурсов. Формулы расчета даны в пунктах 126, 127 Методики № 326/пр.
При расчете индексов по ГОСР учитываются также и зональные коэффициенты, если субъект Российской Федерации разделен на ценовые зоны.
Таким образом, ФАУ «Главгосэкспертиза России», Минстрой Российской Федерации не назначают субъектам Российской Федерации индексы по ГОСР, а расчет производится на основании данных, предоставленных самим субъектом Российской Федерации.
Проблему с занижением цен при расчете РИМ с применением базовых цен на 01.01.2022 и индексов по ГОСР необходимо искать непосредственно в субъекте Российской Федерации, отслеживая достоверность предоставленной информации от производителей и поставщиков материальных ресурсов.
Для борьбы с завышением цен на строительные ресурсы ФАУ «Главгосэкспертиза России» предлагает всем заинтересованным лицам предоставлять факты о завышении стоимости при продаже строительных ресурсов. На сайте ФГИС ЦС есть подсистема, использование которой дает возможность заявить о фактах значительного увеличения стоимости продажи строительных материалов и оборудования, используемых при строительстве объектов капитального строительства.
Заблуждение третье: подрядчики считают, что сметная стоимость строительства равна калькуляции их фактических затрат при исполнении контракта или договора.
Сметная стоимость строительства определяется на этапе архитектурно-строительного проектирования в соответствии с «Методикой определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия», утвержденной приказом Минстроя Российской Федерации от 04.08.2020 № 421/пр (далее – Методика № 421/пр) и другими методиками, определяющими отдельные виды затрат. Сметная стоимость – это отражение проектных решений, причем эта стоимость определяется с применением сметных норм (РИМ) или единичных расценок (БИМ), которые разработаны усредненно в соответствии с «Методикой разработки сметных норм», утвержденной приказом Минстроя Российской Федерации
от 18.07.2022 № 577/пр и не корректируются по составу строительных ресурсов за исключением случаев, предусмотренных «Техническими частями» сборников ГЭСН.
В пункте 22 «Методики применения сметных норм», утвержденной приказом Минстроя Российской Федерации от 14.07.2022 № 571/пр определено, что сметная норма не корректируется при применении, даже, если проектом предусмотрено:
а) использование строительных машин и механизмов, не учтенных в сметных нормах, не меняющих принципиально технологические и организационные схемы производства работ;
б) использование в соответствии с проектом организации строительства (далее — ПОС) машин и механизмов, технические характеристики которых отличаются от учтенных сметными нормами, но при этом принципиально не меняются технологические и организационные схемы производства работ;
в) выполнение работ вручную и (или) с использованием средств малой механизации. При этом сметными нормами учтено применение машин и механизмов или иных технических средств;
г) применение материальных ресурсов, характеристики которых отличаются от учтенных сметными нормами, и их применение не меняет технологические и организационные схемы производства работ, не снижает эксплуатационные характеристики конструктивных решений, принятые в проектной документации, а также безопасность и потребительские свойства создаваемой продукции.
То есть, сметная стоимость, по сути, является усредненной. На этапе закупки, подрядчик производит расчеты своих затрат и составляет калькуляцию по проекту.
Подрядчик изучает проектные решения, какие материалы заложены в проект и спецификации (при наличии), какие технологии заложены в проект и условия производства работ по проекту организации строительства (ПОС). Далее подрядчик рассчитывает свои затраты, накладные расходы, смотрит прибыльность проекта и предлагает свою цену, за которую он готов построить объект.
Заблуждение четвертое: на торги заказчик выставляет цену проектной документации.
Пунктом 179 Методики № 421/пр установлено: резерв средств на непредвиденные работы и затраты (далее – НЗ) предназначен для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации (далее – РД) и (или) в ходе строительства в результате уточнения проектных решений и (или) условий строительства, предусмотренных проектной документацией (далее – ПД). Таким образом, формула цены разработки проектной документации:
Цена РД = Цена ПД+НЗ
Вернемся к затратам подрядчика. Подрядчик получит ровно такую цену за свою работу, какую он сам предложил на закупке. Новая методология предполагает, что на этапе подготовки к закупке заказчик кроме индексации, учитывающую фактическую и прогнозную инфляцию, формирует проект сметы контракта по конструктивным элементам или комплексам работ, которая включает цену строительно-монтажных и прочих работ (Порядок определения НМЦК, утвержденный приказом Минстроя Российской Федерации от 23.12.2021 № 841/пр).
По результатам закупки на основании проекта сметы контракта формируется смета контракта с учетом тендерного коэффициента. Если в цене конструктивного элемента или комплекса работ учтен норматив на НЗ, то цена конструктивного элемента или комплекса работ уже включает в себя разницу между объемами работ в ПД и РД, раскрой материалов, уточнение цены материальных ресурсов по спецификации в РД и т.д.
В ходе приемки работ, все затраты, включенные в стоимость конструктивного элемента или комплекса работ, уже не расшифровываются (пункт 45 Типовых условий контрактов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2023 № 1066), при условии, что работы выполняются строго по проектным решениям, а РД- это уточнение ПД, а не новый проект. То есть сметная стоимость строительства – это основание для определения НМЦК (часть 1 статьи 8.3 ГрК РФ), а не фактические расходы подрядчика.